Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Померяться крыльями


4 октября 2010 года Александр Поливанов, Lenta.ru


В российском самолетостроении сложилась уникальная ситуация: в стране, где за год производится всего несколько самолетов, внезапно обострилась конкуренция. При этом разработчики Ан-148 и Sukhoi Superjet 100 в последнее время борются не только за новые контракты, но и за репутацию. В итоге оба лайнера проигрывают: деловые СМИ не прочь покритиковать и тот, и другой самолеты.

Нездоровая конкуренция

Официальная позиция "Объединенной авиастроительной корпорации" заключается в том, что Ан-148 и SSJ-100 не являются конкурентами. Главный аргумент - разная пассажировместимость самолетов. Если российско-украинская разработка рассчитана (в комплектации Ан-148-100) на 68-85 пассажиров, то Superjet (в комплектации SSJ-100-95) – на 95 пассажиров.

Еще одним отличием лайнеров является цена: Ан-148 продается дешевле Superjet. Другой плюс украинско-российской разработки – способность садиться на большинство взлетно-посадочных полос в России. Superjet, изначально ориентированный на экспорт, более прихотлив: его может принимать лишь каждый шестой отечественный аэропорт.

Наконец, последнее отличие самолетов заключается в том, что один является детищем в основном России и Украины, а другой – России и всего мира. Ан-148 никогда не был рассчитан на продажу на Запад, Superjet же специально конструировался при помощи итальянцев, французов, американцев – так иностранцев легче убедить в том, что самолет получился действительно качественный.

Другие отличия между лайнерами могут найти только специалисты. Для всех же остальных очевидно, что Ан-148 и Superjet похожи и будут конкурентами. Особенно учитывая, что других гражданских самолетов, которые планируется производить в ближайшие годы в массовом порядке, в России все равно нет. Следовательно, российские перевозчики при выборе дальнемагистральных машин, как и раньше, будут пользоваться зарубежной техникой, а при выборе ближнемагистральных самолетов будут метаться между Ан-148 и Superjet. Собственно, уже мечутся: в тендерах UTair и "Аэрофлота" участвовали и тот, и другой лайнеры.

Остроту конкуренции осознают и в "Объединенной авиастроительной корпорации", но говорят о ней лишь неофициально (мнение "источников" из ОАК в конце сентября приводила газета "Ведомости"). Знают об этой самой остроте и производители, но признаваться в этом не хотят. Так, в отчете корпорации "Иркут", которая и производит Ан-148, самолет сравнивается со всеми конкурентами Superjet, но подчеркивается, что с самим SSJ Ан-148 конкурировать не намерен.

Ситуация более или менее укладывалась бы в привычные представления о логике, если бы Ан-148 и Superjet конструировались независимыми конкурентами. Но и тот, и другой самолет поддерживается государством, а "Иркут" и "Сухой" входят в состав "Объединенной авиастроительной корпорации". Это, помимо прочего, означает, что компании борются не только за клиентов и контракты, но и за бюджетные деньги.

Ан-148

Поскольку самолеты Superjet еще не запущены в коммерческую эксплуатацию, а на Ан-148 в России летает только одна компания, особенно важное значение получает репутация лайнеров. Поэтому неудивительно, что к каждой газетной или журнальной статье по поводу гражданской авиации читатели присматриваются только с одним вопросом: а чью позицию отстаивает то или иное СМИ?

Если предположить, что производители Superjet и Ан-148 действительно борются друг с другом через прессу, то в последние дни победа остается не за российско-украинским самолетом. 30 сентября сразу несколько информагентств опубликовали отчет ГТК "Россия" о пользовании Ан-148 в летние месяцы. Если свести 38-страничный доклад к одной фразе, то смысл ее будет таков: "Ан-148 никуда не годится".

Самолет уступает Boeing B-737 практически по всем показателям. "Налет на самолет Ан-148 в два раза меньше, неисправностей в три раза больше", - говорится в отчете. Один из пяти Ан-148, поставленный "России", 89 суток из 91 стоял в ангаре – его необходимо было отремонтировать.

Перечислять все недостатки Ан-148, выявленные "Россией", не имеет смысла: неспециалистам в них вряд ли будет что-либо понятно. Тем не менее, для пассажиров важно, что часть этих недочетов касается безопасности полетов. Видимо, недостатки эти некритические – в противном случае авиакомпания вряд ли рискнула бы выполнять на самолетах коммерческие рейсы с пассажирами на борту. Впрочем, в отчете подчеркивается, что международного сертификата у Ан-148 нет: и не только из-за формальных недочетов типа "низкое качество покраски всех самолетов", но и из-за более серьезных ("заклинивание двери пилотской кабины в закрытом состоянии", "поломки замка двери кабины экипажа").

Судя по тому, что "Россия" из доклада большого секрета не делает (его уже можно найти в формате pdf на специализированных авиационных форумах, например тут), ей публикация этого документа выгодна. Авиакомпанию можно понять: привлекая внимание прессы к проблемам Ан-148, она пытается улучшить качество обслуживания лайнеров, а возможно, и сбить цены на ремонт или получить компенсацию. Любопытно, что украинский эксплуатант Ан-148 - "АэроСвит-Украинские авиалинии" – после публикации отчета "России" принялся защищать самолет: по данным этой компании, с лайнерами все в порядке, а все трудности оперативно решаются с представителями завода.

Другой "слив", касающийся Ан-148, опубликовала в конце сентября газета "Ведомости". Это издание раздобыло проект бизнес-плана по реализации программы Ан-148. Вероятнее всего, в публикации была заинтересована корпорация "Иркут": в бизнес-плане самолет фактически рекламируется. В нем говорится, что к 2020 году планируется собрать 242 Ан-148, а по ряду показателей самолет превосходит мировые аналоги.

Superjet

О лайнере производства "Сухого" в последнее время говорят довольно мало, и это удивительно: обычно Superjet регулярно маячит в прессе. По идее, количество публикаций должно только нарастать, ведь совсем скоро самолету предстоит отправиться в первый коммерческий полет.

Поскольку Superjet еще не поставлен ни одному заказчику, то судить о его качествах довольно сложно. Но обычно, когда этот проект стараются дискредитировать, то упоминают, что российский он – только на треть.

То, что Superjet привлекал иностранные компании для разработки самолета, было известно и ранее. Но столь точной цифры не называлось до середины августа 2010 года. Расчеты содержатся в квартальном отчете "Гражданских самолетов Сухого". В компании утверждают, что они еще не окончательные, и ориентироваться на них не нужно. По данным "Ведомостей", с выходом самолета на серийное производство иностранных деталей в SSJ останется 56 процентов.

Еще один традиционный недостаток Superjet – задержки с производством. Первый полет лайнера состоялся в первой половине 2008 года, но до сих пор SSJ еще не начал использоваться. "Аэрофлоту", флагманскому заказчику лайнеров, это приносит убытки, ведь компания уже сняла с полетов и Ту-134, и Ту-154.

Нет сомнения в том, что когда Superjet все-таки будет передан "Аэрофлоту", проблемы обнаружатся и в этом лайнере – обычно самолеты дорабатываются в течение некоторого времени после сдачи их в эксплуатацию. Но даже если все пройдет гладко, критических публикаций Superjet все равно не избежать – так уж устроен российский рынок. В этом смысле можно сказать, что Ан-148 и Superjet не конкуренты, а собратья по несчастью.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer